Кризис продолжается.
Практически через день вижу объявления новых такси (например 234-444, 700-800), названия уж и не запоминаю (хотя вот одно запомнил "Штурм" называется). В то же время плотность заказов на одного водителя падает. Количество машин в работе растет, вот в Лиге пару месяцев назад было около 50 машин сейчас уже 90. Я связываю это с ростом безработицы. Хорошая статья об этом на примере города-героя Волгограда (http://www.ng.ru/regions/2009-01-16/5_taxi.html) :
В российских городах начинается революция такси. По неофициальной информации, только в городе-герое Волгограде в канун новогодних праздников и сразу после них количество такси увеличилось примерно на 30%. Экономический кризис, лишивший мужчин работоспособного возраста привычного заработка на промышленных предприятиях, заставил часть из них сесть за баранку. Тем более что в эпоху недавнего благоденствия многие горожане успели взять в кредит новые автомобили. Когда же выплачивать ежемесячные взносы за них стало проблематичным, счастливые владельцы отечественных и иностранных марок переквалифицировались в таксистов поневоле.
Последствиями внезапного появления на улицах города сотен новых машин с шашечками, по оценкам некоторых таксистов со стажем, стал фактический срыв «новогоднего чеса-2009». Если в прежние годы таксисты, работавшие в предновогодний вечер и новогоднюю ночь сшибали на волгоградских улицах до 10–12 тыс. руб., то 31 декабря 2008 года лишь немногие счастливчики сумели привезти с ударной смены не более 5–7 тыс. руб.
Причиной срыва «новогодней смены» волгоградских таксистов стала не столько прижимистость обывателей, напуганных слухами о галопирующем кризисе и реальными уведомлениями об увольнении или переводом на неполную рабочую неделю, сколько выезд на улицы неожиданных конкурентов из числа таксистов-любителей. Похожая ситуация фиксируется и в других российских городах.
Резкое увеличение количества «кризисных такси» на улицах мегаполисов, по оценкам некоторых экспертов, может в ближайшие месяцы привести к переделу сфер влияния на рынке частных перевозок. Учитывая тесную связь таксистских фирм с разного рода крышами (как криминальными, так и правоохранительными), война крыш с новыми, никем не контролируемыми бомбилами, разрушающими своей вынужденной инициативностью сложившийся за предыдущие годы бизнес, представляется почти неизбежной. По мнению некоторых таксистов-пессимистов, в ближайшие месяцы следует ожидать повторения эпохи 90-х, когда между старыми таксистами и новыми индивидуальными перевозчиками, выгнанными на улицы безработицей и безденежьем, шла война за каждую улицу, за каждый дом, за каждый бордюр. Причем часто с человеческими жертвами.
Как утверждают ветераны-таксисты, урегулированием таксистских войн 90-х годов занималась организованная преступность, что привело к криминализации бизнеса частных автоперевозок. Нечто подобное ожидается и теперь: ответом на нашествие новых бомбил может стать реанимация криминальных порядков 10–12-летней давности, по которым жила некогда таксистская отрасль, и присущих им ожесточенных конфликтов, способных стать детонатором масштабной социальной дестабилизации. Другими словами, если авангардом «партии кризисных революционеров» на Дальнем Востоке сегодня выступают представители автомобильной субкультуры правого руля, то в городах Большой России таким авангардом могут стать новые таксисты, готовые начать борьбу за место под солнцем с традиционным таксистским сообществом.
Очевидно, что весьма вероятная эпидемия таксистских войн не останется единственным последствием набирающего силу экономического кризиса. Следует ожидать нарастания конфликтного потенциала во всех отраслях сферы услуг, дающих возможность зарабатывания быстрых денег, не требуя при этом специальных навыков.
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница